• Клуб восточных единоборств
    для взрослых и детей
    г. Видное
  • Боевое самбо
    Боевая система подготовки "СКАД"
    г. Видное
  • Клуб восточных единоборств
    для взрослых и детей
    г. Видное
  • Клуб восточных единоборств
    для взрослых и детей
    г. Видное
  • Клуб восточных единоборств
    для взрослых и детей
    г. Видное
  • Клуб восточных единоборств
    для взрослых и детей
    г. Видное
Программы
Аренда помещения
По субботам и воскресеньям
Школа фокусников
Школа Иллюзионного Искусства для детей и взрослых
Готовим профессиональных артистов, которые смогут выступать на сцене и разбираться в фокусах на профессиональном уровне.

Виды обучения: индивидуальные занятия и мастер классы
Мир каратэ
открытие спортклуба в Видном
Новости мира каратэ
Каратэ ЦШК
История русского каратэ и Центральной Школы Каратэ (ЦШК)
история каратэ в России

 

Почитать о каратэ

Воспоминания и размышления о ЦШК

Тогда

... в 1972 году о каратэ вообще практически никто ничего не слышал. Промелькнуло это слово в кинофильме «Гений Дзюдо» Акиры Куросавы, который пользовался популярностью у молодёжи. В этом фильме в заключительной сцене герой — гений дзюдо — в поединке встречается с каратистом. Каратист выглядел экзотически и вёл себя очень странно, словно пребывал в трансе. В концеконцов, гений дзюдо победил его, но стиль каратэ казался более интригующим и таинственным, чем дзюдо. Я о каратэ узнал от Александра Рукавишникова, моего близкого друга, с которым мы в то время занимались боксом и приёмами уличного боя. Александр уже тогда был неплохим боксёром, а я и понятия не имел, что такое бокс и что такое каратэ, тем более. Александр рассказал мне, что встретил очень интересного человека — это был Алексей Штурмин, мастер каратэ. Его тогда очень заинтересовал этот стиль, и он много рассказывал мне о нём. Вскоре Александр Рукавишников начал заниматься у Алексея Штурмина в его маленькой группе и довольно быстро достиг успехов. Мне тоже очень хотелось туда попасть, и в течение целого года я приставал к нему с настойчивой просьбой, чтобы он пристроил меня на эти занятия. Занятия у них проходили в маленьком зале на площади Маяковского, впоследствии этот зал был известен всем под названием «Фрунзенец». К сожалению, сейчас его не существует. Целый год я торчал около окон этого зала и наблюдал за тем, как ребята занимаются каратэ. Я увлёкся этим очень серьёзно.

Через какое-то время мне удалось достать несколько книг по каратэ, одна из которых оказалась книгой мастера Оямы, и я долго пытался выучить движения каратэ по этой книге. В то же время мы с Александром начали тренироваться у него в мастерской. Рукавишников уже тогда был известным скульптором и, к счастью, у него была мастерская, где можно было тренироваться. Он показывал мне всевозможные приёмы, стойки, блоки и удары — то, чему он сам научился в школе каратэ. До сих пор помню, что меня удивляло, как человек может с лёгкостью бить ногой в голову. Также у меня вызывала сомнения позиция кибадачи — тогда я думал, что человека, стоящего в такой позиции очень легко атаковать в пах. Это, конечно, были наивные рассуждения человека, который не знал, что такое каратэ.

Через год моя мечта осуществилась. Первый ученик Алексея Борисовича Штурмина, Тадеуш Касьянов, уже тогда обладатель чёрного пояса, набрал свою первую группу, где стал преподавать каратэ. Я в неё попал. Нас было человек семьдесят. Мне приятно, что до сих пор многие из нас встречаются, общаются и тренируются. Мы занимались 2 раза в неделю в том же зале «Фрунзенец» на Маяковке, а по субботам наблюдали за тренировками продвинутых бойцов, обладателей поясов, из группы, которую вёл Алексей Борисович Штурмин. Каждый из нас имел возможность попасть в главную, центральную группу. Для этого нужно было быть прилежным учеником и достигнуть определённых высот мастерства.

Меня тогда поражало в нашей группе, что люди совершенно разного социального статуса, разного воспитания, разных профессий, разных возможностей, объединившись в одно целое, стремились к познанию каратэ-До. Тогда стирались все грани — социальные, культурные, общественные — в додзё все были равны. Рядом с тобой мог стоять министр и колхозник, сталевар и артист Большого театра, и никого это не интересовало и не волновало. В то время, конечно, каратэ было феноменальным явлением. Дело в том, что в Советском Союзе во времена застоя и тотального запрета на всё иностранное и незнакомое — это был свет свободы в тёмном царстве. Основные тренировки проходили у Тадеуша Касьянова, уже ставшего к тому времени мастером каратэ. Те, кто продвинулся в мастерстве, могли заниматься в центральной группе у Алексея Штурмина, она была немногочисленна, и занятия проходили по субботам. Когда я туда попал, в ней занималось человек двадцать, но каждый из этих учеников был личностью, у каждого была своя индивидуальная манера, свой характер, свои взгляды и свои стремления. Постепенно группа пополнялась новыми бойцами.

Это были ученики, которые достигали определённого мастерства, получали пояса. В отличие от других школ, в нашей было всего четыре пояса и «чёрное кимоно», которое имел право носить сихан школы и старший сэмпай. Белый пояс означал «ученик», красный — «зажжённый факел», это означало, что учитель должен не наполнить ученика, как сосуд знаниями, а разжечь его как факел. Должен отметить, что все наши красные пояса соответствовали чёрным поясам других школ, и получить этот пояс можно было не раньше, чем через 2-4 года изнуряющих тренировок. Коричневый пояс — «свирепый тигр» — это боевое ядро школы — ученики, которые, овладев фундаментальной техникой, достигли мастерства в кумите и владении оружием. Чёрный пояс — «мастер» — это гордость любой школы. А чёрное кимоно — «мудрый дракон», этим всё сказано.

Никогда не забуду атмосферу, которая была у нас в Школе в те времена — дух сплочённости, дружбы, поддержки. Стоило снять повседневную одежду и одеть каратэ-ги, войти в зал, и ты попадал в другое измерение, где не существовало ничего, кроме общей идеи и стремления познать высшее мастерство каратэ. Так начался мой путь в каратэ. И вот уже 35 лет я иду по этому пути. Иногда останавливаюсь, иногда спотыкаюсь. Но думаю, что этот путь для меня не

Техника и стиль

Спустя столько времени, пройдя 35-ти летний путь в боевых искусствах, изучив множество стилей и направлений, узнав множество мастеров, я могу вынести свои скромные суждения о той технике и стиле, которые были первоначально в нашей школе. Этот стиль нам передал учитель Ли. Первым его учениом был Алексей Борисович Штурмин. Был ещё один ученик, не помню его фамилии, они занимались вдвоём у мастера Ли, и, спустя длительное время, перед тем, как уехать на родину, он вручил им чёрные пояса. В те времена, впрочем, как и сейчас, Северная Корея была очень закрытым государством. И можно сделать выводы, что человек, который учился в СССР, работал в секретных организациях или спецслужбах Северной Кореи. Безусловно, был человеком военным.

Поэтому тот стиль, который он преподавал, было то самое боевое каратэ. Очень интересно спустя много времени рассматривать фундаментальную технику этого стиля. Безусловно, основа этой техники была школа СЁТАКАН. Но также было заметно, что человек, от которого пошёл наш стиль, дополнил каратэ элементами корейской техники ударов ногами, так как эти удары отличались от ударов в стиле сётакан. Они были более быстрыми, высокими, резкими. Очень большое внимание уделялось концентрации в ударе. Конечно, это была школа, имеющая свой собственный стиль. Любую школу в каратэ характеризуют ката, если нет в школе своих ката, то нет и школы. Наша школа имела оригинальные ката, которые я не встречал до сих пор ни в одной из школ каратэ и тейэквон-до. Например, это знаменитые ката «хэчим», «хэдоди» и «пангэ». В них ярко выражен очень красивый, жёсткий и резкий стиль нашей школы.

Техника и стиль у людей могут быть разными. Исполнение ударов, блоков, передвижений - всё - зависит во многом от характера и от физических данных человека — роста, силы, веса. Поэтому в своё время ученики гениального мастера Фунакоши организовали свои собственные стили, которые сейчас известны во всём мире. То же самое происходило и у нас. Сейчас многие направления каратэ в России возглавляют выходцы из нашей школы. Это такие известные мастера и основатели разных направлений, как Владимир Томилов, Михаил Крысин, Юрий Кутырёв, Роман Стёпин, Виктор Смекалин и множество других, известных не только в России, но и во всём мире. И это те самые семена, которые посеял Алексей Борисович Штурмин и которые взошли в тяжелейших условиях того времени. Этим можно гордиться.

Сейчас (о современном каратэ)

Сейчас хочется сказать о современном каратэ следующее. Популярность боевых искусств в настоящее время достигла своего пика. Все восторгаются этим. Но моё мнение, что вся эта популяризация вредит истинному боевому искусству. Стал пропадать дух и те изюминки, которые были присущи разным стилям каратэ. Всё становится усреднённым. В додзё уже можно встретить людей, занимающихся не в традиционных кимоно, а в новомодных кимоно-костюмах, то в красных, то в зелёных, то в синих, а то и в цветочек. Особенно любим чёрный цвет, хотя совсем немногие соответствуют понятию «мастер чёрного кимоно». Про даны я уже и не говорю... Если раньше всех поражал, и вызывал уважение 9-й дан девяностолетнего мастера Ямагучи, по кличке «Кот», то сейчас в Москве уже не редкость встретить мастера 12-го дана. Что вызывает у знающих людей скептическую улыбку. Что касается вежливых японских мастеров, то ради проникновения на «рынок», они готовы дать, хоть 30-й дан.

Особое мнение у меня о спортивном каратэ. К сожалению, спортивное каратэ — это деградация боевого искусства. Быстро дёргающиеся молодые мальчики далеки от реальной техники каратэ. Также и зрелищно спортивное каратэ теряет свои позиции на фоне тайского бокса, боёв без правил и миксфайта. Хотя это профессиональные виды, спортивное каратэ смотрится скучно. По-моему, сейчас вообще не должно быть спортивного каратэ, ведь настоящий соревновательный процесс в кумите невозможен. Если вы действительно хотите почувствовать, что такое каратэ-До и стать мастерами, то, только соблюдая все древние традиции, и относясь к каратэ как к искусству защищаться и быть готовым убить или быть убитым, можно действительно понять, что такое реальное каратэ.

Костенко А.Г.
Из книги "Центральная Школа Каратэ"

 Воспоминания и размышления о ЦШК