• Клуб восточных единоборств
    для взрослых и детей
    г. Видное
  • Боевое самбо
    Боевая система подготовки "СКАД"
    г. Видное
  • Клуб восточных единоборств
    для взрослых и детей
    г. Видное
  • Клуб восточных единоборств
    для взрослых и детей
    г. Видное
  • Клуб восточных единоборств
    для взрослых и детей
    г. Видное
  • Клуб восточных единоборств
    для взрослых и детей
    г. Видное
Программы
Аренда помещения
По субботам и воскресеньям
Школа фокусников
Школа Иллюзионного Искусства для детей и взрослых
Готовим профессиональных артистов, которые смогут выступать на сцене и разбираться в фокусах на профессиональном уровне.

Виды обучения: индивидуальные занятия и мастер классы
Мир каратэ
открытие спортклуба в Видном
Новости мира каратэ
Каратэ ЦШК
История русского каратэ и Центральной Школы Каратэ (ЦШК)
история каратэ в России

 

Почитать о каратэ

Каратэ и координация движений - необходимы специальные развивающие упражнения

Тема, заявленная в заголовке, скорее всего встретит возражение - разминка и так проводится в начале каждой тренировки, это стандартная процедура. А все свойственные каратэ "движения" — блоки, удары и прочие, осваиваются в основное время занятий. Это так, но, на мой взгляд просто разогрев тела, мышц и связок для успешных тренировок недостаточен. И основано это на личном опыте тренировок в зале и занятий физической самоподготовкой в свободное время.

Когда человек приходит в зал "единоборств", он желает получить умения и навыки защитить себя и близких, обрести силу и уверенность. Это понятно и естественно. И ожидает от тренера в первую очередь обучения как наносить удары руками и ногами, изучения связок и "приемов". А далее проверки их в поединках. Но не затрат времени, которое он оплачивает, на ОФП - общую физическую подготовку. "Взрослые" занимающиеся часто даже к разминке относятся с пренебрежением, мы, мол и так достаточно подготовлены...

При этом, по странному совпадению, приходящие в зал люди более всего нуждаются именно в физической подготовке. Это знает каждый тренер. Однако это не вопрос простой физкультуры, силы и выносливости для активной 2-х часовой тренировки. Приходящим в зал необходима "специальная физическая подготовка". Но не та, по программе которой готовят армейский или полицейский "спецзаз", а специальная, развивающая физическая подготовка - освоение естественных способностей тела совершать сложно скоординированные движения.

Отчего именно "естественных"?

Взгляд на тренировочный процесс в "единоборствах"

Особенность нашего времени в том, что современные люди утратили большинство "естественных" природных двигательных возможностей своего тела. И в результате не могут даже приблизительно воспроизвести что-то похожее на изучаемую технику. Проявляется это следующим образом - ученик видит как тренер ставит блок, наносит удар, проводит "прием" - захват или освобождение от захвата, связку ударов, и не может его воспроизвести сам. Для этого не хватает координации, человек теряет равновесие, не может принять требуемую позу (положение в пространстве). Или же освоив удар ногой (маваши гери) нижнему уровню - лоу-кик, не может нанести его по среднему или даже высокому - мидл-кик и хай-кик. Хотя вроде бы и должен - удар-то тот же самый, только наносится выше или ниже.

Сложившаяся практика, которая основана на восприятии "типового" тренировочного процесса в спортивных единоборствах и боевых искусствах, предполагает множественное повторение "приемов". То есть в течение длительного времени ученик пытается нанести "правильно" удар, поставить блок, провести прием и, тем самым, обучает свое тело четкой последовательности незнакомых движений.

Вроде бы все верно, но... Ключевое слово здесь "четкой последовательности". В нем и проблема, и намек на решение. Проблема - тело научилось совершать четкую последовательность движений в предельно узко определенных "граничных условиях", и корректировка "условий" требует нового изучения последовательности движений в изменившимся положении тела. Решение - научить тело совершать последовательность движений в очень широком интервале "граничных условий", а желательно и "без ограничений". Иными словами, научить свое тело двигаться свободно и естественно. Так, что бы нарабатывать именно выполнение "приема, а не заставлять тело учиться в первую очереди принимать "требуемые "выполнением приема положения в пространстве". А именно с этим и сталкиваются "ученики".

Современный человек - невероятно скованный в движениях человек

Если задаться целью определить различия между современными людьми и их могучими предками из прошедших веков, становится ясно - сегодня люди стали ходить и работать по-другому. Исчезли одни профессии, появились другие, но главное - в жизни большинства людей пропала необходимость много и разнообразно двигаться. Городские жители, по большей части, ограничивают свои каждодневные движения очень скудными набором движений, даже если посещают спортивные залы или бегают по выходным.

В бОлее выигрышном положении перед "балконными обитателями" сельские жители и дачники - владельцы подсобных хозяйств. Условия их жизни требуют совершения самых различных по сложности движений. И когда на тренировке возникает необходимость "провести прием", оказывается, что человек уже делал что-то подобное, это уже не совсем новое, нужно только встать, повернуться и согнуться, протянуть руку "немного иначе". То есть "рыба" требуемого движения уже есть! Нужно только доработать ее до состояния "приема каратэ". Да, в моих рассуждениях есть преувеличение, но именно преувеличение, которое как увеличительное стекло указывает как увеличить эффективность тренировок.

Обоснование "специальной развивающей физической подготовки"

Много лет я сам тренировался в освоении четкой последовательности незнакомых движений по методикам каратэ ЦШК - удары, связки, ката, перемещения в поединке. Только вот явное отсутствие природных спортивных данных, и в первую очередь скорости и координации, не позволяло достигать желаемого. А более успешные товарищи к тому времени уже давно "сдали на пояса". Так что когда с посещением возникли сложности - тренировки перенесли в другой зал в другом районе Москвы, я не особенно расстроился и начал посещать другой зал. В доступном мне месте. Так спортивное каратэ дополнилось так называемым "Русским стилем" и освоением холодного оружия - нож, сабля, палка/пика.

Интересно, что тренировочный процесс по системе А.А. Кадочникова, основывался не на скорости и реакции, которой я и от природы-то не обладал, а и именно на освоении принципа "естественных движений", чувствовании своего тела и скоординированности. Да и людей возраста 40+ в зал приходило много, и чувствовали они себя вполне уверенно рядом с гораздо бОлее молодыми. С первых же тренировок я осознал, что большинство разминочных упражнений для меня невероятно сложны. Это не привычные пробежки, отжимания и приседания, махи ногами и руками, а что-то странное - ходить и скручиваться, ползать и перекатываться, временами достаточно странным образом. Спецназ какой-то, ну как в кино. Но физическая нагрузка - ого-го! Да и ни один простенький с виду и по сути "прием" я не мог повторить - просто не мог заставлять тело принимать эти вроде бы естественные и интуитивно понятные положения в пространстве.

Через год-полтора изменились жизненные обстоятельства и я снова смог посещать тренировки по каратэ. И тут выяснилось, что мои возможности "в каратэ" значительно выросли. Не в части реакции, а, скажем так, в естественных рефлексах и подвижности. Пропала скованность в теле, а за счет этого выросла и координация движений, и скорость перемещений в поединках, и элементы ката "вдруг" стали получаться. К тому же тренировки с саблями - то, что сейчас называют "фланкировкой с шашками", позволили преодолеть скованность в перемещениях - научили уверенно двигаться меняя по своему желанию шаги и направления ударов, и не путаясь при этом в ногах. Это тоже прибавило скорости в поединках. Интуитивно понятно - новый опыт, новые возможности, а потому и качественный скачок. Когда же мне попалась написанная в 1940-х годах книга "О ловкости и ее развитии" русского и советского физиолога, члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР Николая Александровича Бернштейна, произошедшее стало окончательно ясно.

Тело человека это сложный механизм, уникальный двигательный аппарат, состоящий из костей, связок и мышц (костно-суставно-мышечная система). Основное опорное сооружение всего тела — туловище с шеей, способное к разнообразнейшим, почти змеиным изгибам, наклонам и извивам. С туловищем соединены посредством шарниров четыре многозвенные рычажные системы конечностей, руки и ноги. Так что любое движение это "целостное движение" всего тела, в котором участвует множество элементов, каждый из которых исполняет свою роль. Даже во время того, когда мы просто идем, работают ВСЕ части этого механизма. Из отдельных движений и складывается точное и целенаправленное движение руки, ноги, всего тела. При этом есть одна "конструктивная особенность" человеческого тела - мышцы обладают только двумя функциями: сокращаться и расслабляться. Есть мышцы-сгибатели, есть мышцы-разгибатели. Для приведения в движение конечности одна или несколько мышц сжимаются, а обратные должны расслабится и позволить себя растянуть. А мозг запускает и постоянно координирует весь двигательный процесс.

Бернштейн выделяет следующие уровни организации движений:

  • А - Телесно-шейный, это базовый уровень, фундамент, волнообразные плавные движения туловища, что наиболее четко проявляются во время плавания и свободного падения.
  • В - Мышечно-суставный, работа конечностей, рук и ног.
  • C - Пространственный, способность достать какой-либо частью тела постороннего предмета, например взять коробок спичек или нажать кнопку пульта ДУ, просто указать пальцем на что-то.
  • D - Двигательно-задачный, уровень освоения сложных навыков, когда человек понимает необходимость совершения некоей четкой последовательности целенаправленный движений для получения желаемого.

В каждом из этих уровней в течение жизни накапливается множество "двигательных образцов", шаблонов-прототипов движений, что-то вроде элементов базовой техники из единоборств и боевых искусств. И чем обширнее этот запас, тем проще человеку что-то сделать - встать, сесть, танцевать, бить "маэ-гери", сделать подсечку, и просто научиться новому движению. До сих пор можно услышать легенды о том, как в Царской России, впервые попавшие на светский раут казаки, танцевали незнакомые им ранее танцы - вальсы, мазурки и прочие. Им достаточно было просто постоять в зале, увидеть как танцуют "их благородия" и все! Представьте, какова должна быть степень координации движений, количество и качество проработки "двигательных образцов", шаблонов-прототипов движений.

Из перечня уровней организации движений наиболее важен уровень А - телесно-шейный. Самый "нижний", базовый для всех движений. У современного человека он развит менее всего, а у кого-то практически отсутствует. И понятно почему. У современного человека тело мало двигается, в движении только конечности. Дома и в офисе - сидит, в машине - сидит, в общественном транспорте - сидит или стоит. Программа общепринятых физических упражнений включает в себя в основном "размахивание конечностями", редко - простейшие наклоны туловища, ну еще "пресс". Если тренировки с отягощениями, то туловище максимально изолируется нагружаемых мышц в целях интенсификации тренировки нагружаемой группы мышц. Пожалуй, только у тех, кто живет за городом и имеет подсобное хозяйство, есть возможность разнообразить свой "двигательный опыт" старинными упражнениями с лопатой, граблями и тачкой.

В итоге у подавляющего большинства наших современников туловища закрепощены, напряжены для сохранения максимально устойчивого привычного вертикального положения. А к этому прочному вертикальному столбу прикреплены конечности, которые и "мотыляются" вокруг. Да, преувеличение, но именно такое впечатление создается, когда видишь, как человек пытается сделать наклон, а его тело просто не сгибается. Когда нужно согнуться, мышцы спины требуется расслабить. А они не расслабляются, тело свыклось с привычным вертикальным положением. Мышцы одеревенели настолько, что просто не расслабляются и не могут быть растянуты мышцами-сгибателями. Какое уж тут каратэ с его требованиями скорости и резкости ударов, быстроте перемещений в поединках, или сложных "приемах" по освобождению от захватов.

Посмотрите, кстати, на борцов-вольников - все свои "приемы" они проводят именно хорошо тренированным и пластичным туловищем, руки только держат противника. Еще характерный пример - инструкторы по практической стрельбе (IPSC - модный ныне вид спортивной стрельбы) часто рекомендуют своим ученикам "холостить" для выработки навыка правильного нажатия пальцем на спусковой крючок ружья или пистолета. Обычно при нажатии пальца на спуск вся рука дергается, а надо двигать только пальцем. Вот и "холостят" стрелки часами, изнашивая УСМ своего или оружия из тира, а по сути разрабатывают отдельную, узкую функцию руки. Могут отдельно отрабатывать плавность шагов при перемещении с оружием, чтобы плохо скоординированное тело стрелка не сотрясалось от малейшего движения и не терялся прицел. По сути это полумеры.

Подводящие и развивающие упражнения

Из всего сказанного могу сказать, что нужно не исправлять недочеты каждого выявленного на данный момент отдельно выделенного двигательного элемента разбалансированной конструкции (тела). Следует сбалансировать саму конструкцию. Насколько это возможно в каждом конкретном случае. И вот тут мы приходим к пониманию роли "специальных подводящих и развивающих упражнений".

Для начала самое простое, базовое, доступное даже дома - расслабление тела в состоянии лежа на спине. Сначала можно на гимнастическом коврике, а потом и на деревянном полу. Просто почувствовать как расслабляются мышцы, как тело начинает "приятно растекаться" по полу, как уходят телесные зажимы и блоки, как хочется вволю потянуться в различных позах. Полезен также тренажер "правИло" на малых нагрузках, но с ним надо быть осторожным и рассматривать как восстанавливающе-лечебный сеанс, а не инструмент подготовки древних элитных воинов из книги писателя Сергея Алексеева. Расслабим тело, уберем зажимы. То есть иначе говоря, смажем соединительные элементы конструкции и уберем из нее посторонние предметы, мешающие движениям элементов сложного и взаимосвязанного механизма (тела). Это уже много. Однако это не разовое занятие, надо поставить в привычку делать постоянно.

Что касается набора "специальных подводящих и развивающих упражнений", то некоторые из них сложно выполнить - они требуют значительной физической силы. Притом, что "Систему Кадочникова" часто считают чем-то вроде "айкидо для менеджеров", то есть околоединоборческой физкультурой для слабаков ). Всевозможные скручивания во время передвижения и лежа, перекаты и переползания, "гусиный шаг", "крокодилы" и "тараканчики". Они имеют целью пробудить забытые древние инстинкты и рефлексы, которые делают человека реально сильным, хорошо скоординированным. Сильным, и при этом не прилагающим особых усилий. Попробуйте, к примеру, толкнуть тугую дверь рукой, а теперь всем телом - плечом. Разница на лицо.

Кроме ощутимого увеличения воспринимаемой физической силы, "целостное движение всего тела" запускает и механизм естественного дыхания. Мы привыкли к "принудительному дыханию" - осмысленно напрягая и расслабляя мышцы груди, что при активных физических нагрузках приводит к сбою дыхания. Различные упражнения "на скрутку", перекаты и переползания, помимо всего прочего, позволяют вспомнить "естественное" дыхание телом. Все просто и естественно - согнулись, и тело "само" сделало выдох, распрямились - вдох. При отработке техники и в поединках тело начинает дышать само, что положительно сказывается на выносливости, на скорости, на точности.

Каратэ для "50+"

Есть и то, что безусловно привлечет внимание аудитории зрелых возрастов "40+", "50+". Пластичность и скоординированность тела, а следовательно рост выносливости, скорости и точности движений позволяет людям упомянутых возрастных групп не только эффективно тренироваться, но и в чем-то конкурировать с более молодыми коллегами по спорту.

Преимущество молодости - в резкости движений, преимущество зрелости - в пластичности. Но над ней нужно работать.


Сергей Скибин,
Специально для книги "Центральная школа каратэ", том 3
Москва, 2020

 Сергей Скибин