Можно совмещать выступления на соревнованиях, подготовку к этим соревнованиям, практику спортивного каратэ всё-таки с практикой каратэ, как вот жизненного пути, каратэ как боевого искусства, будо настоящего?
Вообще, всё индивидуально. Мы в тот начальный период, и я считаю до сих пор, это правильно, рассматривали спортивные соревнования просто как часть тренировки. Потому что если боец имеет склонность к спортивным соревнованиям, а это не все имеют такую склонность, он может выступать. С другой стороны были мастера высочайшего класса, такие как Рукавишников, Шаповалов, которые не выступали в крупных соревнованиях по разным причинам, но поверьте, что это всем известно, уровень у них был достаточен, чтобы даже выигрывать такие соревнования. Они неофициально встречались с чемпионами и побеждали их. Тренировались и тренируются до сегодняшнего дня.
Алексей Борисович, как вы относитесь к тому, что по сравнению с тем, что было тогда тридцать и более лет назад, сейчас огромное количество стилей каратэ, наверное, даже Япония не знает такого количества стилей, которое существует в России. Дошло даже до смешного, когда одни и те же японские иероглифы, названия КАРАТЭ ДО, которые могут читаться КАРАТЭ ДО и КАРАТЭ НО МИЧИ, что одно и тоже ДО и МИЧИ это один и тот же иероглиф два разных чтения, и вот создаётся федерация КАРАТЭ ДО и альтернативная федерация КАРАТЭ НО МИЧИ, Киокушинкаев пять, Годзю рю шесть, Уичи рю два, Шито рю там пять направлений и всевозможные многочисленные стили каратэ. С одной стороны хорошо, потому что всё больше людей идёт, но с другой стороны, откуда вдруг такое разнообразие стилей, не вредит ли оно вообще единству каратэ?
Вредит, конечно. Разнообразие стилей от того, что каждый тренер, каждый учитель хочет конкурировать с другими, занимаясь, в общем-то, тем же самым, чем занимаются другие. Он какието признаки придумывает, или выдумывает, чем это отличается, и создаёт какую-то свою школу, своё направление. Такая шутка была, но сейчас это, помоему, уже превзошли давно, что, сколько в Японии деревень, столько и стилей каратэ существует. Т. е. в каждой деревне есть свой мастер какой-то, который основывает свой стиль. А теперь уже, поскольку Россия, я считаю, уже и в количественном, и в качественном отношении превзошла Японию, в этом смысле, то и у нас, здесь не по количеству деревень, а по количеству секций становятся уже Федерациями.
Раньше каратэ было (считалось) неким самым мощным боевым искусством, абсолютным, боевым искусством и все стремились попасть именно в секцию каратэ, ни дзюдо, ни самбо, которое было до этого модным, потом было айкидо, было ушу, кунг фу, таэквондо и т. д. Фул контакт каратэ, кик боксинг, и наконец, мы пришли к миксфайту, к прайду, к поединкам без правил абсолютно, и многие говорят, что самое сильное боевое искусство на сегодняшний день - это либо боевое самбо (его представителем является наш выдающийся боец Фёдор Емельяненко), либо Бразильская школа джиу джитсу: там Кван Гресси и т. д. Скажите вашу точку зрения, вообще существует какой-то стиль, какая-то школа, которая сильнее других?
Нет, я считаю, что, конечно, не существует. Безусловно, у меня удивления не вызывает, что представители борцовских стилей в основном выигрывают соревнования у представителей ударных стилей. Боксёру трудно работать с борцом, потому что для того, что бы победить борца нужно успеть пока он сблизится и захватит тебя, нанести тот единственный удар, который приведёт к победе. Тоже самое, когда речь идёт о каратэ. Хотя мы здесь о запрещённых приёмах, которые в боевых искусствах применяются, не говорим. Борцы очень физически сильно подготовлены, и представителям ударной техники трудно работать с борцом в положении лёжа. Практически это невозможно. Поэтому, как правило, если удар, представитель ударной техники не успевает нанести до сближения, дальше ему уже будет трудно сделать и практически не возможно. Но в боевых условиях, в уличных боях, когда работают не один на один и важны передвижения, неожиданные атаки, ударная техника имеет очень большое значение.
С течением времени, на протяжении вашей жизни, очень сильно изменилась методика тренировок каратэ. В частности, если сравнивать, скажем, с началом двадцатого века, с каратэ на острове Окинава, где основное внимание уделялось тренировке ката и бункай (это применение ката с партнёром, двух трёх движений), то сейчас всё больше внимания уделяется мешку, свободному бою, а про ката многие мастера каратэ современные говорят, что это в принципе ненужный такой рудимент. Вот ваше отношение к старым методам, в частности, к практике ката. Как вы считаете, необходимо их делать, или нет?
Безусловно, необходимо, потому что многие отказываются от того, что они никогда не изучали и не пробовали. Форма движения очень важна, и ката, они, вообще говоря, в каратэ и в боевых искусствах применялись для следующего. Во-первых, это — тренировка формы движения, т. е. красивое движение, является правильным. Если человек теряет баланс, делая движение, нет концентрации, нет мощи движения, то это движение не только не правильное, но слабое и технически оно не может привести к победе. Это изучение формы как таковой. Во-вторых это — передача техники из поколения в поколение. Потому что, для того чтобы получить какую-то градацию, допустим чёрный пояс, наряду с другими вещами, такими как спарринг, тамисивари (ломание предметов), человек сдаёт ката, показывает, что он знает всю технику. И тогда он передаёт своим ученикам весь объём техники, потому что на экзамене ученик всё равно должен это делать, ведь в жизни бывает, допустим, учитель, тренер не может сделать какой-то удар хорошо, исходя из своих физиологических особенностей. Допустим, он всё делает прекрасно, но удар Урамаваши гери бить не умеет. Проще всего тогда ему сказать: "Ребята, это удар неправильный, он слабый, поэтому его не надо учить." Но у него, среди его учеников могут быть бойцы, люди, которые этот удар прекрасно могут применять на высочайшем уровне. Если он есть в катах, то хочет тренер, или не хочет, в своём стиле он обязан передать его ученикам. Потом на данной базе они будут делать то же самое. Первое — это тренировка формы как таковой, второе — передача техники из поколения в поколение, и третье — это демонстрация техники, потому что на ката очень хорошо видно всю технику каратэ. И набор ката, которые присутствуют в стиле, вбирает в себя всю технику данного стиля.
Штурмин А.Б. Записана прямая речь без редакции.
Из книги "Центральная Школа Каратэ"